Меню

btn1

btn2

btn3

btn4

btn5

btn6

btn7

btn8

btn9

btn10

btn11

Профсоюз наградил

  • nika
  • gramoty
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14

Профсоюз помог

bann1

Профсоюзы действуют

mini listovka tradeunions active 8

Легализация трудовых отношний

mini discussion platform

Поиск

Звукозаписи

Алексей Спиридонов "Гордись профессией"

Гимн Профсоюза

Концерт ко Дню автотранспортника 25.10.15

Концерт ко Дню дорожника 18.10.15

Концерт ко Дню дорожника 2014

Концерт ко Дню автотранспортника 2014

Профсоюзная линия 23.10.14

Партнеры

 

Flag Profsoyuza AVTODOR-300

 

mini 958

 

fprb baner 1

 

sol-logo

 

mini 4800

 

Наш банер

rosprof

 

Стало традицией в канун профессиональных праздников говорить с председателем рескома Роспрофтрансдор Рустамом Асадуллиным больше не о достижениях, хотя они тоже есть, а о проблемах в подотраслях, объединяемых профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

Рустам Талгатович, какова сегодня ситуация в ГУП «Башавтотранс», где несколько назад было прервано социальное партнёрство?

 

– В течение 2015–2016 годов рескомом профсоюза была проведена работа в первичных профсоюзных организациях филиалов ГУП «Башавтотранс» по возобновлению уставной деятельности первичных профсоюзных организаций и восстановлению профсоюзного членства.

 

Возобновлена деятельность первичных профсоюзных организаций Нефтекамского ПАТП, Дюртюлинского АТП, Мелеузовского АТП, Уфимского ПАТП №2 – филиалов ГУП «Башавтотранс». Необходимо отметить, что первичная профсоюзная организация Уфимского ПАТП №3 – филиала ГУП «Башавтотранс» вообще не прекращала свою уставную деятельность, а также не допустила снижения профсоюзного членства на предприятии.

 

Однако, по состоянию на сегодняшний день, остается не возобновленной деятельность профсоюзных организаций многих подразделений «Башавтотранса». Все предложения представителей рескома, обращенные к руководству предприятия и его филиалов о содействии в восстановлении профсоюзных организаций на предприятии, встречают, как правило, один ответ: «Вы тут сами за профсоюз агитируйте, а мы этим заниматься не будем».

 

Ситуация с нарушениями трудового законодательства и прав профсоюза в государственном предприятии усугубляется проблемой низкой заработной платы. Размер тарифной ставки первого разряда в ГУП «Башавтотранс» составляет всего 35% от размера месячной тарифной ставки рабочих I разряда в организациях автомобильного транспорта республики, установленной республиканским трёхсторонним соглашением на 2014-2016 годы.

 

Кроме того, размер тарифной ставки первого разряда также продолжает не соответствовать размеру базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, предусмотренной Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 – 2016 годы, которая с 1 апреля 2016 года установлена в размере 7133 рубля.

 

Осталось без ответа и предложение рескома профсоюза Гострансу РБ рассмотреть на заседании республиканской отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в автомобильном и городском наземном пассажирском транспорте ситуацию с социальным партнерством в «Башавтотрансе». Из чего следует вывод о том, что Гостранс РБ сознательно дистанцируется от участия в социальном партнерстве на уровне отрасли и участия в решении социально-трудовых проблем в отраслевых предприятиях.

 

Сегодня в ГУП «Башавтотранс» продолжается незаконная деятельность работодателя, направленная на недопущение деятельности профсоюзных организаций в других филиалах предприятия и на отстранение первичных профсоюзных организаций от коллективных переговоров по заключению нового коллективного договора.

 

Так, в настоящее время на предприятии проходят выборы делегатов на конференцию СТК для пролонгации коллективного договора ГУП «Башавтотранс» на 2014-2016 годы на новый срок. И это несмотря на то, что сейчас имеются все правовые основания заключать коллективный договор с профсоюзом. По данным работодателя, численность членов профсоюза на предприятии составляет 2 тысячи человек, однако, по нашим данным, количество членов профсоюза составляет порядка 4 тысяч человек, так как, членство в профсоюзе приостановлено не членами профсоюза, а руководителями филиалов ГУП «Башавтотранс», прекратившими удерживать и перечислять членские профсоюзные взносы из заработной платы работников.

 

Общероссийский профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства рассматривает вопрос о необходимости коллективной акции, посвященной сохранению городского пассажирского транспорта, сохранению предприятий дорожного хозяйства и улучшению положения работников. Насколько актуальны эти проблемы для Башкирии?

 

– Социально-экономическое положение работников предприятий автомобильного, городского электрического транспорта является отражением системного кризиса в отрасли, особенно остро проявившимся в сфере муниципальных и межмуниципальных пассажирских перевозок. Причем ответственность за этот кризис, в большинстве случаев, несут органы государственной власти, так как, большинство пассажирских предприятий авто и электротранспорта находятся в государственной или муниципальной собственности.

 

Остается острейшей проблема низкой заработной платы работников отраслевых предприятий. Труд работников предприятий городского пассажирского транспорта остается недооцененным, а заработная плата находится на унизительно низком уровне. Средняя заработная плата на предприятиях отрасли должна быть выше средней зарплаты по региону. Однако этого нет.

 

Всем известны основные проблемы, разрушающие предприятия авто и электротранспорта: выполненная работа предприятий оплачивается заказчиками перевозок не в полном объеме; неполная компенсация стоимости перевозки пассажиров льготных категорий. Неограниченное количество нелегальных автоперевозчиков создает избыточную конкуренцию, иллюзию качественного транспортного обслуживания, что также приводит к потере доходов законопослушных перевозчиков, дефициту водительских кадров из-за непривлекательности профессии и низкой заработной платы. И даже, несмотря на Федеральный закон №220-ФЗ и изменения в Кодексе об административных правонарушениях (вступившие в силу с 15.07.2016 г), нелегалы с улиц никуда не исчезнут. Выход закона всколыхнул рынок пассажирских перевозок на несколько дней, а затем «все вернулось на круги своя». А периодически возникающая кипучая активность правоохранительных и надзорных органов по решению указанной проблемы, демонстрируемая ими в СМИ, по сути, является кампанейщиной.

 

Ситуация носит общероссийский характер, только глубина этого кризиса по регионам несколько отличается.
В соответствии с действующим законодательством, пассажирские автотранспортные перевозки отнесены к компетенции региональных властей и органов местного самоуправления, однако, реальной их ответственности за качество перевозок, за безопасность пассажиров и других участников дорожного движения, за состояние транспортных предприятий и их работников – нет.

 

Именно по этим причинам многие успешные государственные и муниципальные транспортные предприятия страны были реформированы, а в ряде случаев ликвидированы.

 

Все указанные проблемы отрасли являются актуальными и для Башкортостана.

 

Сейчас тема силового разрешения социально-трудовых конфликтов (имеются в виду легальные формы и методы) становится все более актуальной, а может и единственной. Ведь только та модель социального партнерства, которая даст адекватный для работников ответ на поставленные нами вопросы, и должна быть фактически, а не формально взята на вооружение профсоюзом.

 

В условиях, когда экономика падает, снижаются доходы и урезаются бюджеты, заниматься социальным партнерством, договариваться – становится сложнее и труднее. А значит, у профсоюза и его структур появляется серьезный риск показаться недостаточно профсоюзным и возрастает ответственность перед членами профсоюза. Это же относится и к соглашениям и нормативным актам, и коллективным договорам. В настоящее время любую копейку на благо членов профсоюза, любую льготу приходится выдирать зубами. А значит, альтернативы массовым протестным акциям профсоюза – у нас пока нет.

 

Сегодняшняя ситуация, связанная с кризисными явлениями в предприятиях подотраслей, ростом социальной напряженности в трудовых коллективах предприятий автомобильного, городского электрического транспорта и дорожного хозяйства, определяет необходимость проведения централизованных и массовых акций протеста в поддержку отраслевых предприятий.

 

Насколько безболезненно для работников прошла реорганизация МУЭТ Уфы? Какое участие в этом процессе принял профсоюз?

 

– Решение администрации Уфы о реорганизации МУЭТ путём разделения на два новых муниципальных предприятия, одно из которых будет специализироваться на организации перевозки пассажиров, а другое на содержании и развитии транспортной инфраструктуры электротранспорта – не подкреплено соответствующими финансовыми ресурсами и поэтому улучшения финансово-экономического положения предприятия не принесет. Всё это является просто отвлечением внимания от накопившихся проблем и продолжением «мучений» МУЭТ Уфы.

 

Свидетельством тому является свежий пример о предстоящем очередном отключении от электропитания городских тяговых подстанций, обеспечивающих работу трамваев и троллейбусов в связи с наличием многомиллионной задолженности МУЭТ перед энергетиками. В результате будет приостановлено движение трех троллейбусных маршрутов (№9, 10 и 15).

 

Можно также вспомнить предыдущие трансформации отрасли – демонтаж трамвайных путей с проспекта Октября и уничтожение единой трамвайной сети (некогда одной из самых больших в СССР) в 2008 г., закрытие трамвайного депо на ул. Севастопольская и разворотных колец «Лесопарковое» и «Театр кукол», которые, как и нынешняя реорганизация МУЭТ, сопровождались такими же оптимистичными комментариями властей Уфы.

 

Реорганизация Управления электротранспорта Уфы в настоящее время не завершена и непосредственно связанные с этим вопросы соблюдения требований трудового законодательства, в том числе в части сохранения трудовых отношений с работниками предприятия, сохранения и увеличения уровня профсоюзного членства в МУЭТ – находятся на контроле первичной профсоюзной организации МУЭТ и рескома профсоюза.

 

Артур СУНАГАТУЛЛИН

 

Газета "Действие" №40 от 14 октября 2016 г.

 
 

Авторское право © 2011-2023. Все Права Защищены.